5 КЛАСС
- Введение (3 ч)
В данной теме рассматриваются следующие понятия:
физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления
физического прибора. Учащиеся должны научиться измерять объем неправильного
тела при помощи мензурки.
- В мире движущихся тел (12 ч)
Основные понятия данной темы: механика, механическое
движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая
энергия.Учащиеся должны уметь: пользоваться ватерпасом, отвесом, динамометром.
- В мире звуков (6 ч)
Основные понятия данной темы: звук и его
характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии. Учащиеся
должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука,
объяснять голосообразование.
- В мире стихий (6 ч) Основные
понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел,
твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.
6 КЛАСС
- Ведение (3 ч)
Основная цель повторение материала изученного в 5
классе
- В мире теплоты (9 ч)
Учащиеся должны знать и объяснять основные положения
теории строения вещества и используя их объяснять состояния вещества, знать
понятия плавление, испарение, работа пара. Уметь измерять температуру тела.
- В мире электричества (7 ч)
Учащиеся должны знать следующие понятия: заряд,
электризация, электрический ток, действия электрического тока. Учащиеся должны
уметь собирать простейшие электрические цепи.
- В мире магнетизма (4 ч)
Учащиеся должны уметь объяснять простейшие магнитные
явления и пользоваться компасом.
- В мире света (9 ч). Учащиеся
должны знать следующие понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие
и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне.
Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать
изображения с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы.
Программой
не предусмотрено изучение формул и обучение навыкам решения расчетных задач.
Методический
комплекс:
– имеется
тематическое планирование и дидактический материал, включающий самостоятельные
и контрольные работы, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты.
Контроль осуществляется при помощи компьютера.
–
разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического
материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по
выполнению домашнего задания.
–
разработана компьютерная программа с подробным описанием каждого этапа урока,
продуманным контролем знаний, что позволяет каждому учащемуся работать в
собственном темпе. Кроме того, в данной программе есть разделы "Портретная
галерея”, "Это интересно”, что позволяет расширять кругозор учащихся,
мотивировать изучение предмета, повышать интерес к нему.
Педагогические
технологии, используемые в процессе преподавания
– проблемное
и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5-6 классов
насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями,
небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать.
Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе
познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить
к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого
характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты
думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;
– при
подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста.
Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен
быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в
компьютерной программе данного курса.
– из всех
видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти –
предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать
творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини
сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...
Особенности
изложения учебного материала:
– не
предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними
происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию;
– не
предполагается заучивания формул и решения количественных задач;
–
предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой, как
форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик
работает в собственном темпе, что повышает психологическую комфортность урока.
Критерии
оценки деятельности учащихся:
В 5-м классе
учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды
сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения
теории строения вещества.
В 5-м классе
учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора,
пользоваться линейкой, мензуркой, ватерпасом, отвесом, динамометром, измерять
температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.
В 6-м классе
учащиеся должны знать: понятия – электризация, заряд, магнит, электрический
ток, свет и законы его распространения на качественном уровне.
В 6-м классе
учащиеся должны уметь: собирать элементарную электрическую цепь, пользоваться
компасом, объяснять появление тени, отражение в зеркале, получать изображение
при помощи линзы.
В работе по
данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных
критериев деятельности учащихся:
1.
Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции с
прибором.
2. Обучение
элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы,
оформлять отчет о проделанной работе.
разбивка часов
|