Программа кружка «Физика. Шаг за шагом» для учащихся 7 –8 классов
1. Пояснительная записка
Программафизическогокружка «Физика. Шаг
за шагом» рассчитананаучащихся7 -8 хклассов сроком реализации 1
годпри4-х часовойнедельнойнагрузке (всегочаса).
Направленность кружка - научно-техническая.
Интерес, проявляемый учащимися к физике и технике,
общеизвестен. Задача учителя физики – вовремя подметить этот пробуждающийся
интерес и создать условия для его дальнейшего развития. Ведь именно таких
интересующихся учащихся, как показывает опыт, вырастает в дальнейшем хорошие
специалисты, ученые. Отсюдавозникает
необходимость в организации внеклассной работы с учащимися.
Кружок является одним из важных элементов
структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными
кружками.Он способствует развитию и
поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает
возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы,
и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются
источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий
эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе
изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями
физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития
способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением
решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся,
глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение
занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у
них устойчивого интереса к физике.
Цель и задачи кружкового объединения «Физика. Шаг за шагом»
Цель: формирование научного
мировоззрения, опыта научно-исследовательской
деятельности .
Задачи:
1.Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики,
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики
как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить
решать задачи нестандартными методами, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием
информационных технологий.
2.Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и
техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3.Развивающие:
развитие умений и навыков
учащихся самостоятельно работать с научно-популярной
литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей,
формирование у учащихся активности и самостоятельности,
инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Сроки
реализации
1 год обучения –112 часов
Этапы реализации
I.
Подготовительный. Анкетирование
учащихся с целью выявления уровня физической грамотности, разделов физики
которыми интересуются учащиеся Создание программы кружка по физике с учетом
результатов анкетирования. Организация внеклассной работы кружка «Физика. Шаг
за шагом», разработка программы.
II.Основной.Организация деятельности
учащихся. Обучение навыкамвыполненияработ исследовательского характера, решения
разных типов задач, постановки эксперимента,работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.
Анализ деятельности учащихся
III.Аналитический. Проведение диагностики с целью изучения эффективности
работы и выявление результативности программы. Обобщение результатов, выводы и
анализ трудностей. Оценка эффективности программы,
коррекция деятельности. Обобщение результатов.
Формыорганизации деятельности детей
на занятии: индивидуальная и групповая
Формы проведения занятий кружка
Беседа
Практикум
Вечера
физики
Проектная
работа
Школьная
олимпиада
Режим занятий
2разав
неделю 2 учебных часа;
День недели
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
Время
занятий
1500 – 1630
1500 – 1630
Ожидаемые результаты:
·Навыки к выполнению работ исследовательского характера
·Навыки решения разных типов задач
·Навыки постановки эксперимента
·Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе
электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Виды деятельности:
·Решение разных типов задач
·Занимательные опыты по разным разделам физики
·Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном
процессе